пятница, 30 марта 2018 г.

Рабочая программа по опытно-экспериментальной деятельности для детей среднего дошкольного возраста «Маленькие исследователи»


Администрация муниципального образования городского округа «Воркута»
"Воркута" кар кытшлöн муниципальнöй юкöнса администрации            
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Прогимназия №1» г.Воркуты
«1 №-а прогимназия» муниципальнöй  сьöмкуд велöдан учреждение Воркута к.


РАССМОТРЕНА                                                                                                УТВЕРЖДАЮ
прогимназическим методическим объединением                                    Директор МБОУ «Прогимназия №1»
воспитателей дошкольных групп                                                                                 _________  О.Б.Манзюк
Протокол № 1
от «31 »  августа  2017 г.                                                                                                «31» августа 2017 г.




Рабочая программа по опытно-экспериментальной деятельности для детей среднего дошкольного возраста «Маленькие исследователи»

Срок реализации программы 1 год











Составитель:
Вотчицева Г.А.
1-я квалификационная категория









2017 год


I.                   Целевой раздел
Пояснительная записка
    Рабочая программа по опытно-экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста является структурной единицей основной образовательной программы дошкольного образования (далее Программа).
    Реализация Рабочей программы предусматривает решение ведущих целей и задач, отраженных в общей направленности Программы, и конкретных задач образовательной области «Познавательное развитие».
   Общая направленность Программы (ФГОС, п. 2.4.):
   - создание условий развития детей дошкольного возраста, открывающих возможности позитивной социализации ребёнка, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим дошкольному возрасту видам деятельности;
   - создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей;
   - решение задач федерального государственного стандарта дошкольного образования (ФГОС, п. 1.6.):
   охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;
   обеспечения равных возможностей полноценного развития каждого ребёнка;
   создания благоприятных условий развития детей в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;
   объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
   формирования общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребёнка, формирования предпосылок учебной деятельности;
   формирования социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;
   обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.

Цели и задачи реализации программы
   Цель программы: создание благоприятных условий для развития познавательной активность детей посредством опытно-экспериментальной деятельности.
Задачи программы:
- формировать представления о предметах (явлениях) неживой (живой): их свойствах и качествах;
- формировать умение определять взаимосвязь между предметами и явлениями;
- формировать умение делать выводы, открытия;
- развивать мыслительные способности: сравнение, сопоставление, систематизация, обобщение, анализ;
- развивать личностные свойства: целеустремленность, настойчивость, решительность, любознательность, активность;
- развивать представления об основных физических явлениях: магнитное и земное притяжение, электричество, отражение и преломление света и др.;
- воспитывать бережное отношение к природе;
- воспитывать самостоятельность в повседневной жизни, в различных видах детской деятельности.
Принципы к формированию программы
Программа построена с учетом следующих принципов:
1. Принцип научности:
-предполагает подкрепление всех средств познания научно обоснованными и практически апробированными методиками.
2. Принцип целостности:
-основывается на комплексном принципе построения непрерывности процесса поисково-исследовательской деятельности.
3. Принцип систематичности и последовательности:
-предполагает что, знания, умения и навыки формируются в системе, в определенном порядке, когда каждый элемент учебного материала логически связывается с другими, последующее опирается на предыдущее, готовит к усвоению нового.
4.Принцип индивидуально-личностной ориентации воспитания:
-обеспечивает психологическую защищенность ребенка эмоциональный комфорт, создание условий для самореализации с опорой на индивидуальные особенности ребенка.
5.Принцип доступности:
-предполагает построение процесса обучения дошкольников на адекватных возрасту формах работы с детьми.
6.Принцип активного обучения:
-обеспечивает использование активных форм и методов обучения дошкольников, способствующих развитию у детей самостоятельности, инициативы, творчества.
7.Принцип креативности:
-предусматривает «выращивание» у дошкольников способности переносить ранее сформированные навыки в новые условия;
-в ситуации самостоятельной деятельности, инициировать и поощрять потребности детей самостоятельно находить решение нестандартных задач и проблемных ситуаций.
8. Принцип результативности:
-предусматривает получение положительного результата проводимой работы по теме независимо от уровня интеллектуального развития детей.
В соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей в Программе учитывается:
  • комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса, с учётом интеграции образовательных областей;
  • решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при  проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;
  • построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра;
  • принципы гуманизации, дифференциации и индивидуализации, непрерывности и системности образования.
Отражение принципа гуманизации в Программе означает:
  • признание уникальности и неповторимости личности каждого ребенка;
  • признание неограниченных возможностей развития личного потенциала каждого ребенка;
  • уважение к личности ребенка со стороны всех участников образовательного процесса.
Возрастные и индивидуальные особенности контингента воспитанников
      В игровой деятельности детей среднего дошкольного возраста появляются ролевые взаимодействия. Они указывают на то, что дошкольники начинают отделять себя от принятой роли. В процессе игры роли могут меняться. Игровые действия начинают выполняться не ради них самих, ради смысла игры. Происходит разделение игровых и реальных взаимодействий детей. Значительное развитие получает изобразительная деятельность. Рисунок становится предметным и детализированным. Графическое изображение человека характеризуется наличием туловища, глаз, рта, носа, волос, иногда одежды и ее деталей. Совершенствуется техническая сторона изобразительной деятельности. Дети могут рисовать основные геометрические фигуры, вырезать ножницами, наклеивать изображения на бумагу и т.д. Усложняется конструирование. Постройки могут включать 5-6 деталей. Формируются навыки конструирования по собственному замыслу, а также планирование последовательности действий. Двигательная сфера ребенка характеризуется позитивными изменениями мелкой и крупной моторики.
       Развиваются ловкость, координация движений. Дети в этом возрасте лучше, чем младшие дошкольники, удерживают равновесие, перешагивают через небольшие преграды. Усложняются игры с мячом. К концу среднего дошкольного возраста восприятие детей становится более развитым. Они оказываются способными назвать форму, на которую похож тот или иной предмет.
     Могут вычленять в сложных объектах простые формы и из простых форм воссоздавать сложные объекты. Дети способны упорядочить группы предметов по сенсорному признаку — величине, цвету; выделить такие параметры, как высота, длина и ширина. Совершенствуется ориентация в пространстве. Возрастает объем памяти. Дети запоминают до 7-8 названий предметов. Начинает складываться произвольное запоминание: дети способны принять задачу на запоминание, помнят поручения взрослых, могут выучить небольшое стихотворение и т.д. Начинает развиваться образное мышление.
      Дети оказываются способными использовать простые схематизированные изображения для решения несложных задач. Дошкольники могут строить по схеме, решать лабиринтные задачи. Развивается предвосхищение. На основе пространственного расположения объектов дети могут сказать, что произойдет в результате их взаимодействия. Однако при этом им трудно встать на позицию другого наблюдателя и во внутреннем плане совершить мысленное преобразование образа. Для детей этого возраста особенно характерны известные феномены Ж. Пиаже: сохранение количества, объема и величины. Например, если им предъявить три черных кружка из бумаги и семь белых кружков из бумаги и спросить: «Каких кружков больше — черных или белых?», большинство ответят, что белых больше. Но если спросить: «Каких больше — белых или бумажных?», ответ будет таким же — больше белых.
     Продолжает развиваться воображение. Формируются такие его особенности, как оригинальность и произвольность. Дети могут самостоятельно придумать небольшую сказку на заданную тему. Увеличивается устойчивость внимания. Ребенку оказывается доступной сосредоточенная деятельность в течение 15-20 минут. Он способен удерживать в памяти при выполнении каких-либо действий несложное условие, В среднем дошкольном возрасте улучшается произношение звуков и дикция. Речь становится предметом активности детей. Они удачно имитируют голоса животных, интонационно выделяют речь тех или иных персонажей. Интерес вызывают ритмическая структура речи, рифмы. Развивается грамматическая сторона речи. Дошкольники занимаются словотворчеством на основе грамматических правил. Речь детей при взаимодействии друг с другом носит ситуативный характер, а при общении со взрослым становится вне ситуативной.
      Изменяется содержание общения ребенка и взрослого. Оно выходит за пределы конкретной ситуации, в которой оказывается ребенок. Ведущим становится познавательный мотив. Информация, которую ребенок получает в процессе общения, может быть сложной и трудной для понимания, но она вызывает у него интерес. У детей формируется потребность в уважении со стороны взрослого, для них оказывается чрезвычайно важной его похвала. Это приводит к их повышенной обидчивости на замечания. Повышенная обидчивость представляет собой возрастной феномен. Взаимоотношения со сверстниками характеризуются избирательностью, которая выражается в предпочтении одних детей другим. Появляются постоянные партнеры по играм. В группах начинают выделяться лидеры. Появляются конкурентность, соревновательность. Последняя важна для сравнения себя с другим, что ведет к развитию образа Я ребенка, его детализации.
      Основные достижения возраста связаны с развитием игровой деятельности; появлением ролевых и реальных взаимодействий; с развитием изобразительной деятельности; конструированием по замыслу, планированием; совершенствованием восприятия, развитием образного мышления и воображения, эгоцентричностью познавательной позиции; развитием памяти, занимания, речи, познавательной мотивации, совершенствования восприятия; формированием потребности в уважении со стороны взрослого, появлением обидчивости, конкурентности, соревновательности со сверстниками, дальнейшим развитием образа Я-ребенка, его детализацией.
Планируемые результаты освоения Программы
     Специфика дошкольного детства и системные особенности дошкольного образования делают неправомерными требования от ребёнка дошкольного возраста конкретных образовательных достижений. Поэтому результаты освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования и представляют собой возрастные характеристики возможных достижений ребёнка к концу дошкольного образования:
   - ребёнок проявляет любознательность, задаёт вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живёт; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы;
   - проявляет интерес к общественной жизни. Задаёт вопросы о прошлом и будущем, о себе, родителях, детском саде, школе, профессиях взрослых и пр.;
   - проявляет интерес к игровому экспериментированию с предметами и материалами.
Целевые ориентиры:
•не подлежат непосредственной оценке;
•не являются непосредственным основанием оценки как итогового, так и промежуточного уровня развития детей;
•не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей;
•не являются основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки детей;
•не являются непосредственным основанием при оценке качества образования.
     Целевые ориентиры выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования.
Система оценки результатов освоения программы
     В соответствии с ФГОС ДО, целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга), и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей. Они не являются основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки детей. Освоение Программы не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации воспитанников.
     Однако педагог в ходе своей работы должен выстраивать индивидуальную траекторию развития каждого ребенка. Для оценки индивидуального развития  педагогом проводится педагогическая диагностика (оценка индивидуального развития дошкольников, связанная с оценкой эффективности педагогических действий и лежащая в основе его дальнейшего планирования). Педагогическая диагностика проводится в ходе наблюдений за активностью детей в спонтанной и специально организованной деятельности. Инструментарий для педагогической диагностики — карты наблюдений детского развития (в приложении 1), позволяющие фиксировать индивидуальную динамику и перспективы развития каждого ребенка в ходе:
• коммуникации со сверстниками и взрослыми (как меняются способы установления и поддержания контакта, принятия совместных решений, разрешения конфликтов, лидерства и пр.);
• игровой деятельности;
• познавательной деятельности (как идет развитие детских способностей, познавательной активности);
• проектной деятельности (как идет развитие детской инициативности, ответственности и автономии, как развивается умение планировать и организовывать свою деятельность).
            Результаты педагогической диагностики  используются исключительно для решения следующих образовательных задач:
1.  индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития);
2.  оптимизации работы с группой детей. В ходе образовательной деятельности педагоги должны создавать диагностические ситуации, чтобы оценить индивидуальную динамику детей и скорректировать свои действия.

II. Содержательный раздел
     Занятия по обучению опытно-экспериментальной деятельности проводятся 1 раза в неделю в форме занятий, всего 34 занятий в год.
     Диагностика педагогического процесса с целью оптимизации образовательного процесса по формированию умений по опытно экспериментальной деятельности проводится 2 раза в год в начале и в конце учебного года.
     Все занятия составлены с учетом требований основной образовательной программы дошкольного образования, возрастных и индивидуальных особенностей группы, материально-технической базы и интеграции образовательных областей:
1. «Речевое развитие» - использование на занятиях стихотворений, рассказов, загадок, словесных игр.
2. «Физическое развитие» - использование подвижных игр, физкультминуток.
3. «Социально-коммуникативное развитие» - приобщение к общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми в ходе экспериментальной деятельности.
4. «Познавательное развитие» - рассматривание ситуаций в контексте различных природных явлений, решение логических задач, развитие суждений в процессе познавательно – экспериментальной деятельности: в выдвижении предположений, отборе способов проверки, достижении результата, их интерпретации и применении в деятельности.
5. «Художественно-эстетическое развитие» - сюжетное рисование различными техниками по впечатлениям об изученном объекте или явлении; составление схем-алгоритмов действий; включение в занятие музыки с целью обогащения представлений.
   Программа состоит из трех блоков:
1 блок: живая природа (характерные особенности сезонов, многообразие живых организмов, как приспособление к окружающей среде и др.).
2 блок: неживая природа (воздух, вода, почва, свет, цвет, теплота и др.).
3 блок: человек (функционирование организма; рукотворный мир: материалы и их свойства,       преобразование предметов и явлений и др.).
Формы, методы и технологии
Формы работы с детьми:
-фронтальные;
-групповые;
-индивидуальные.
Формы организации:
- непосредственно образовательная деятельность;
- совместная деятельность с детьми;
- самостоятельная деятельность детей.
Методы:
Метод наблюдения:
– распознающего характера, в ходе которых формируются знания о свойствах и качествах предметов и явлений;
– за изменением и преобразованием объектов.
Практические методы:
- игровой;
- опыт, эксперимент.
Словесные методы:
- Рассказы воспитателя. Основная задача этого метода – создать у детей яркие и точные представления о событиях или явлениях. Рассказ воздействует на ум, чувства и воображение детей, побуждает их к обмену впечатлениями.
- Рассказы детей. Этот метод направлен на совершенствование знаний и умственно—речевых умений детей.
- Художественное слово.
- Загадки.
- Напоминание о последовательности работы.
- Совет.
- Беседы. Беседы применяются для уточнения, коррекции знаний, их обобщения и
систематизации.
Технологии:
Информационно-коммуникативная:
- использование готовых презентаций, научно-популярных фильмов, музыки, картотек наглядного материала;
- создание и использование собственных презентаций, видеороликов, картотек наглядного материала;
- использование электронного микроскопа для исследований объектов живой и неживой природы.
Формы реализации Программы:
-целевые экскурсии;
-тематические недели с использованием опытов или экспериментов;
-чтение художественной литературы;
-конкурсы и викторины;
-развлечения и праздники;
-сбор материала для занятий вместе с родителями, воспитателями;
-открытые мероприятия для родителей, развлечения со сказочными персонажами.

Работа с родителями
     Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьей и полного взаимопонимания между родителями и педагогами. И родители должны осознавать, что они воспитывают своих детей собственным примером. Каждая минута общения с ребенком обогащает его, формирует его личность. Выработанные педагогами навыки и сформированные в детском саду понятия закрепляются в семье в обыденной жизни. Для этого родители должны быть хорошо осведомлены о содержании работы, проводимой педагогами, знать программу работы с детьми, понимать и принимать активное участие в ее реализации. Они сами обязаны выполнять все требования, предъявляемые к детям, чтобы служить образцом для подражания: в том возрасте, когда основным способом введения базы данных в память человека служит запечатление, личный пример является наиболее эффективным и поэтому ведущим методом обучения. Наконец, родители должны создавать все условия для максимальной реализации детьми требований, предъявляемых в детском саду.
     В работе с родителями используются активные формы организации взаимодействия:
- анкетирование, опрос;
- мастер-классы;
- открытые показы;
- акции;
- выставки творческих работ, фотовыставки;
- конкурсы;
- индивидуальные проекты;
- развлечения, праздники, викторины.


План мероприятий с родителями
п/п
Задачи
Мероприятия
1.
Ознакомление родителей с
содержанием программы развития
экспериментальной деятельности
Родительские собрания:
1. «Экспериментальная
деятельность дошкольников в
семье»
2. «Значение детского
экспериментирования в развитии
ребенка»
3. «Проведение экспериментов
летом»
4. «Растим любознательных»
5. Анкетирование «Выявление
отношения родителей к опытно-
экспериментальной активности детей
2.
Ознакомление родителей с
методами и формами работы по
разделу «Детское экспериментирование».
Консультации для родителей:
1. «Роль семьи в развитии интереса
ребенка к экспериментальной
деятельности»;
2. «Организация детского
экспериментирования в домашних
условиях»;
3. «Чего нельзя и что нужно делать
для поддержания интереса детей к
познавательному
экспериментированию?»;
3. «Игра или экспериментирование»;
4. «Значение опытно –
экспериментальной деятельности
для психического развития ребенка
3.
Популяризация
исследовательской активности
ребенка - дошкольника







1. Оформление информационного
стенда «Экспериментальная
деятельность дошкольника», «Как организовать в домашних условиях мини-лабораторию?»
2. Фотовыставка «Мы экспериментируем»
3. Открытые занятия:
«Невидимка-воздух»
 «Какими бывают камни?» и т.д.
3. Создание мини-лаборатории.
Организация сотрудничества с
родителями
1. «Домашние задания» по
экспериментированию для детей и
их родителей.
2. Создание семейного журнала
«Экспериментируем дома»
3. Привлечение родителей к
пополнению коллекции «Разнообразные часы», «Ракушки», «Матрешки», «Открытки»,
4. Акции «Кормушка для птиц», «Спаси дерево».

Тематическое планирование
№ п\п
Тема
Количество часов
1.
В гостях у капельки
1
2.
Пар это тоже вода
1
3.
Свойство песка
1
4.
Кинетической песок и его свойства
1
5.
Вода и ее свойства
1
6.
Эксперименты с мукой
1
7.
Проект «Чудо каша»
1
8.
Удивительная соль
1
9.
«Воздух — он повсюду»
1
10.
Движение воздуха
1
11.
Эксперименты с ежиком (Воздух, пена)
1
12.
Тонет-не тонет
1
13.
Такие разные предметы
1
14.
Проект
«Зачем нужны часы?»
1
15.
Эти необыкновенные ракушки
1
16.
Физические свойства снега
1
17.
Цветные льдинки
1
18.
Освобождение бусин из ледяного плена
1
19.
Путешествие мыльного Пузырька
1
20.
Мыльные пузыри
1
21.
Путешествие в мир стеклянных вещей
1
22.
Стекло его качество и свойства
1
23.
Проект лук от всех недуг
1
24.
Как растения пьют воду
1
25.
Долгосрочный проект      «Выращиваем бархатцы»
1
26.
Нюхаем и пробуем витамины
1
27.
Пенный замок
1
28.
Что такое тень
1
29.
Свет бывает разный
1
30.
Что отражается в зеркале?
1
31.
Волшебная бумага
1
32.
Проект «Секреты подсолнечного масла»
1
33.
Домик для гномика
1
34.
Необычное путешествие
1
Всего:
34


III.             Организационный раздел
Организация развивающей предметно – пространственной среды
     Неотъемлемой частью реализации Программы является наличие центра детского экспериментирования.
     Центр детской экспериментально-исследовательской деятельности – это один из элементов развивающей предметной среды. Этот центр создаётся в групповой комнате с целью развития у детей познавательного интереса, интереса к исследовательской деятельности и формирования основ научного мировоззрения. В то же время эта зона является площадкой для организации специфической игровой деятельности ребёнка, так как ведущим видом деятельности остаётся игра. В этой специально оборудованной зоне дети, как на занятиях, так и в свободной деятельности, проводят опыты, эксперименты, наблюдения по разной тематике. Именно эти первые простейшие и самостоятельно выполненные исследования и формируют у детей научное мировоззрение.
1.      Оформление центра
     Центр детского экспериментирования располагается рядом с окном и достаточно просторный, чтобы при необходимости можно было поставить дополнительные, рабочие столики. Для хранения оборудования и различных материалов удобно размещены небольшие стеллажи и полки. Подоконник окна использоваться для размещения на нём ящиков с растениями, посадками для наблюдений.
     На видном месте весит табличка с названием экспериментально-исследовательского центра и его эмблемой. Главный герой центра детского экспериментирования является Почемучка (приложение 2), который помогает детям решать поставленные задачи, предлагает различные опыты и эксперименты.
     В центре детского экспериментирования находится коробочка «Хочу знать», куда дети могут поместить карточки с интересующими их вопросами. Карточки заранее подготовлены педагогом, и содержать все разделы образовательной области «Познавательное развитие» (приложение 3). Таким образом, педагог выявляет интересы детей, в соответствии с которыми и готовятся материалы и оборудования в центре детского экспериментирования.
     В качестве оформления используются портреты учёных, комнатные растения, коллекции, различные плакаты, модели и пр. Оформление меняется в соответствии с выбранной тематикой.
2.      Лабораторное оборудование
     Для проведения опытов, в качестве оборудования используется бросовый упаковочный материал разного размера, формы и фактуры. Например, пластиковые стаканчики, бутылочки, трубочки для коктейля, пластиковые ложечки, различные мерные стаканчики, бумажные салфетки в качестве фильтровальной бумаги, воронки, не большие миски, тазики, резиновые груши.
     Для демонстрации отдельных опытов используются лупы, пипетки на каждого ребёнка. Для демонстрации отдельно взятых опытов в лаборатории находятся: микроскоп, термометры, песочные часы, спиртовка, штатив, бинокль, весы, различные пробирки и стеклянные колбы, фонарик, глобус.
     Так же в лаборатории находятся комплекты для игр с водой, песком и воздухом.
     Чтобы одежда детей во время проведения опытов оставалась чистой в лаборатории  на каждого ребёнка есть клеёнчатый фартук и нарукавники.
3.      Материалы для работы
     Центр детского экспериментирования оснащён разнообразными природными материалами, предназначенными для проведения разных исследований: глина, земля, песок, камни, ракушки, семена растений, а так же сахар, соль, маслянистые жидкости, пищевые красители.
     Для проведения опытов по выявлению некоторых физических свойств предметов (магнетизм, звук и т.д.) есть набор металлических предметов, магниты, деревянные реечки, пластмассовые предметы, колокольчики, стеклянные призмы (5 штук на подгруппу детей), маленькие зеркала.
     Для наблюдения за живыми объектами в центре экспериментирования есть большие и маленькие стеклянные вазы для наблюдения за ростом корней различных растений.
     В качестве демонстрационного материала центр постепенно пополнятся различными коллекциями. Например: коллекция полезных ископаемых, коллекция речных и морских камней, коллекция ракушек, причём в ней могут быть и морские, и речные, и океанические ракушки. Коллекция коры деревьев, коллекция засушенных плодов (шиповник, рябина, черёмуха и т.д.), коллекция перьев (которые предварительно нужно подержать над паром), коллекция сухих листьев, мхов. Весь коллекционный материал собирается вместе с детьми и их родителями.
     Для демонстрации некоторых природных явлений и процессов изготавливаются различные макеты. Например, макет строения земной коры, макет для демонстрации образования почвенного слоя, макет солнечной системы, макет действия вулкана и т.д.
     Для фиксирования наблюдений, опытов, исследований педагог вместе с детьми оформляет дневники наблюдений, которые в дальнейшем могут использоваться детьми для самостоятельной деятельности.
Материально-техническое оснащение

     Для реализации Программы необходимо следующее материально-техническое оборудование:
- детская мебель в соответствии с возрастом и количеством детей в группе;
- мебель для центра экспериментирования;
- оборудование для опытов и экспериментов;
- компьютер, мультимедийное оборудование, принтер, электронный микроскоп.

Список используемой литературы
Основная образовательная программа дошкольного образования «Детский сад 2100». Сб. материалов в 3-х ч. Ч. 1. Образовательные программы развития и воспитания детей младенческого, раннего и дошкольного возраста /Под науч. ред. Р.Н. Бунеева. – Изд. 2-е, перераб. – М. : Баласс, 2016. – 528 с. (Образовательная система «Школа 2100»).
Баландина Т.Б. Организация работы по экспериментированию в ДОУ//Дошкольная педагогика . – 2012. - № 10.
Веракса Н.Е., Комарова Т.С., Васильева М.А. Программа « От рождения до школы»
Дыбина О.В. Ребёнок в мире поиска. Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста». -М.: ТЦ « СФЕРА», 2005.
Емельянова М. Исследовательская деятельность детей» //Ребёнок в детском саду. – 2009.- № 3.
Емельянова М. Организация исследовательской деятельности детей дошкольного возраста» //Детский сад от А до Я.- 2006. –№ 2.
Ильницкая И., Остапенко Л. Развитие творческого потенциала личности в процессе проблемного обучения» //Дошкольное воспитание.- 2006. -№12.
Ильницкая И., Остапенко Л. Развитие творческого потенциала личности в процессе проблемного обучения//Дошкольное воспитание. 2007. -№1.
Ильницкая И., Остапенко Л.Развитие творческого потенциала личности в процессе проблемного обучения // Дошкольное воспитание. -2007. -№3.
Иванова А.И. Живая Экология. - М.: ТЦ Сфера,2007.
Иванова А.И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду.- М.: ТЦ Сфера, 2004.
Короткова Н. Организация познавательно – исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста. //Ребёнок в детском саду. -2002.- № 1.
Куликовская И.Э., Совгир Н.Н. Детское экспериментирование. Старший дошкольный возраст. –М.- Педагогическое общество России, 2003.
Мартынова Е.А., Сучкова И.М. Организация опытно – экспериментальной деятельности детей 2 - 7 лет . -Издательство: Учитель, 2011.
Менщикова Л. Н. Экспериментальная деятельность детей. — Издательство: Учитель, 2009.
Москаленко В. В. Опытно-экспериментальная деятельность. — Издательство: Учитель, 2009.
Поддьяков Н.Н. Творчество и саморазвитие детей дошкольного возраста. Концептуальный аспект. — Волгоград: Перемена, 1995.
Прохорова. Л. Н.  Организация экспериментальной деятельности дошкольников. Методические рекомендации. — Издательство: Аркти, 2005.
Савенков А.И. Исследовательские методы обучения в дошкольном образовании
// Дошкольное воспитание.- 2005.- №12.
Савенков А.И. Исследовательские методы обучения в дошкольном образовании //Дошкольное воспитание.- 2006.- №1.






2 комментария:

  1. Ирина Владимировна31 марта 2018 г. в 13:28

    Данная программа имеет большую методическую ценность, т.к. детское экспериментирование является эффективным средством развития важных качеств ребенка, таких как творческая активность, самостоятельность, самореализация. Программа направлена на создание благоприятных условий познавательного развития детей. Спасибо.

    ОтветитьУдалить
  2. У любого педагога начало учебного года ассоциируется с кипой документации, необходимо правильно и в срок разработать рабочие программы. Мне как учителю знакомо содержание, только у нас оно более объёмное, критерии оценивания, требования к уровню подготовке и т.д. Времени на составление уходит очень много, поэтому огромное вам спасибо, что выкладываете материал, который поможет педагогам ДОУ увидеть и взять на вооружение опыт вашей работы.

    ОтветитьУдалить