среда, 7 февраля 2018 г.

Конспект занятия «Что такое тень»


Цель: формирование представления о тени и ее свойствах.
Задачи  совместной деятельности:
1. Познакомить с понятием «тень», дать представление о происхождении тени.
1. Стимулировать желание детей экспериментировать
2. Развивать эмоционально-положительное отношение к познанию окружающего мира.
3. Развивать мышление, воображение, внимание, наблюдательность, коммуникативные способности.
Материалы и оборудование: фонарики, кусочек прозрачного тонкого пластика, деревянный брусок, настольная лампа, ширма-экран для теневого театра, куклы теневого театра, предметы для художественной деятельности, предметы для создания тени.


Ход образовательной деятельности
1.      Организационный момент.
-Ребята, отгадайте загадку!
Ей бродить ничуть не лень,
Рядом с вами каждый день.
Стоит солнышку зайти,
Как ее вам не найти.
- Что такое тень и откуда она взялась?
- Я предлагаю провести несколько экспериментов и выяснить, какими свойствами обладает тень. Вы согласны?
2.Основная часть.
-Повертелись, покружились, в юных исследователей превратились!
Опыт 1. «У всех ли предметов есть тень?»
Цель: Выяснить, все ли предметы имеют тень.
Ход: Предложить детям определить, одинакова ли тень от деревянного бруска и от тонкого прозрачного кусочка пластика?
Вывод: Не дают тень прозрачные предметы, так как пропускают через себя свет. Чем прозрачнее предмет, тем тень светлее. Темные плотные предметы дают темную тень, так как от них меньше отражаются лучи света.
-А где еще, кроме комнаты мы можем увидеть тень?
-Предлагаю, подойти к окну и рассмотреть уличные тени.
Наблюдение «Уличные тени».
Цель: Рассмотреть тень от солнца на улице. Сделать вывод о том, что тень появляется, когда есть источник света. Лучи света не могут пройти через предмет и образуют тень. В тени прохладнее, чем на солнце.
-А давайте сейчас посмотрим на наши тени. Какие они?
-А как вы думаете, от предмета всегда одна тень или может быть несколько?

Опыт 2. «Несколько теней от одного предмета».
Цель: определить, что от предмета может быть несколько теней, если рядом не один источник света.
Ход опыта: около окна на столе поместить деревянный брусок, он будет отбрасывать одну тень. Добавить еще несколько источников света при помощи настольной лапы и фонарика и определить, что теней стало три, то есть столько же, сколько источников света.
Воспитатель: Сколько всего мы узнали! А как вы думаете, изменится ли тень от предмета, если источник света будет находится то дальше от предмета, то ближе к нему?

-Молодцы! С первым опытом справились. Предлагаю немного отдохнуть!
Физминутка.

Опыт 3. «Большие и маленькие тени».
Цель: определить, что чем ближе источник света к предмету, тем тень меньше (короче), чем дальше — тем тень больше (длиннее).
Ход: взять любой предмет и встать с ни около стены, подсветить фонариком. Мы увидим тень определенного размера, почти равную размеру предмета. Затем один ребенок берет фонарик и отходит с ним на пару шагов назад – тень становится больше (длиннее).
- Ребята, а вы заметили, что тени имеют разные размеры и формы и что некоторые из них похожи на какие-то предметы?
- Давайте попробуем поиграть в такую игру: «Дорисуй предмет из тени!».
Ваша задача: взять лист бумаги, положить на него любой понравившийся предмет, это может быть мятый лист бумаги, игрушка, листья гербария и пр., все то, что вам больше всего приглянется в группе. Этот предмет необходимо расположить так на листе, чтобы на него падала тень. Внимательно посмотрите, на что она будет похожа и попробуйте дорисовать предмет на ее полученной тени
Воспитатель и дети смотрят, что у кого получилось, делятся впечатлениями от проделанной работы.

- Вы знаете, существуют теневые театры со специальными куклами (показывает ширмы-экраны теневого театра), вы слышали о таких театрах?
-Знаете, как он работает?
Воспитатель показывает технологию работы теневого театра, показывает куклы данного театра и предлагает детям попробовать себя в роли актера такого театра. Дети самостоятельно делятся на подгруппы и пробуют поиграть в таком театре по замыслу
3.Итог занятия.
- Ребята, как много интересного вокруг нас!
-Что мы сегодня с вами узнали о тени?
-Какие выводы сделали о тени?
-Что понравилось делать больше всего?
-Можно тень взять в руки?  тень живая?      
- Что можно делать с тенью?
-Почему тень  прячется и  убегает от нас?
-Может ли человек потерять свою тень?
Спасибо вам за работу на занятии.

Комментариев нет:

Отправить комментарий