Цель: формирование представления о тени и ее свойствах.
Задачи совместной деятельности:
1. Познакомить с понятием «тень», дать
представление о происхождении тени.
1. Стимулировать желание детей экспериментировать
2. Развивать эмоционально-положительное
отношение к познанию окружающего мира.
3. Развивать мышление, воображение,
внимание, наблюдательность, коммуникативные способности.
Материалы
и оборудование: фонарики, кусочек прозрачного
тонкого пластика, деревянный брусок, настольная лампа, ширма-экран для теневого
театра, куклы теневого театра, предметы для художественной деятельности, предметы
для создания тени.
Ход образовательной деятельности
1.
Организационный
момент.
-Ребята, отгадайте загадку!
Ей бродить ничуть не лень,
Рядом с вами каждый день.
Стоит солнышку зайти,
Как ее вам не найти.
Рядом с вами каждый день.
Стоит солнышку зайти,
Как ее вам не найти.
- Что такое тень и откуда она
взялась?
- Я предлагаю провести несколько
экспериментов и выяснить, какими свойствами обладает тень. Вы согласны?
2.Основная часть.
-Повертелись, покружились, в юных
исследователей превратились!
Опыт 1. «У всех ли предметов есть тень?»
Цель: Выяснить,
все ли предметы имеют тень.
Ход:
Предложить детям определить, одинакова ли тень от деревянного бруска и от
тонкого прозрачного кусочка пластика?
Вывод: Не дают
тень прозрачные предметы, так как пропускают через себя свет. Чем прозрачнее
предмет, тем тень светлее. Темные плотные предметы дают темную тень, так как от
них меньше отражаются лучи света.
-А где еще, кроме комнаты мы можем
увидеть тень?
-Предлагаю, подойти к окну и
рассмотреть уличные тени.
Наблюдение «Уличные тени».
Цель: Рассмотреть
тень от солнца на улице. Сделать вывод о том, что тень появляется, когда есть
источник света. Лучи света не могут пройти через предмет и образуют тень. В
тени прохладнее, чем на солнце.
-А давайте сейчас посмотрим на наши тени. Какие они?
-А как вы думаете, от предмета всегда
одна тень или может быть несколько?
Опыт 2. «Несколько теней от одного предмета».
Цель:
определить, что от предмета может быть несколько теней, если рядом не один
источник света.
Ход опыта:
около окна на столе поместить деревянный брусок, он будет отбрасывать одну
тень. Добавить еще несколько источников света при помощи настольной лапы и
фонарика и определить, что теней стало три, то есть столько же, сколько
источников света.
Воспитатель:
Сколько всего мы узнали! А как вы думаете, изменится ли тень от предмета, если
источник света будет находится то дальше от предмета, то ближе к нему?
-Молодцы! С первым опытом справились.
Предлагаю немного отдохнуть!
Физминутка.
Опыт 3. «Большие и маленькие тени».
Цель:
определить, что чем ближе источник света к предмету, тем тень меньше (короче),
чем дальше — тем тень больше (длиннее).
Ход: взять
любой предмет и встать с ни около стены, подсветить фонариком. Мы увидим тень
определенного размера, почти равную размеру предмета. Затем один ребенок берет
фонарик и отходит с ним на пару шагов назад – тень становится больше (длиннее).
- Ребята, а вы заметили, что тени
имеют разные размеры и формы и что некоторые из них похожи на какие-то
предметы?
- Давайте попробуем поиграть в такую
игру: «Дорисуй предмет из тени!».
Ваша задача: взять лист бумаги, положить на него любой
понравившийся предмет, это может быть мятый лист бумаги, игрушка, листья
гербария и пр., все то, что вам больше всего приглянется в группе. Этот предмет
необходимо расположить так на листе, чтобы на него падала тень. Внимательно
посмотрите, на что она будет похожа и попробуйте дорисовать предмет на ее
полученной тени
Воспитатель и дети смотрят, что у
кого получилось, делятся впечатлениями от проделанной работы.
- Вы знаете, существуют теневые
театры со специальными куклами (показывает ширмы-экраны теневого театра), вы
слышали о таких театрах?
-Знаете, как он работает?
Воспитатель показывает технологию
работы теневого театра, показывает куклы данного театра и предлагает детям
попробовать себя в роли актера такого театра. Дети самостоятельно делятся на
подгруппы и пробуют поиграть в таком театре по замыслу
3.Итог занятия.
- Ребята, как много интересного
вокруг нас!
-Что мы сегодня с вами узнали о тени?
-Какие выводы сделали о тени?
-Что понравилось делать больше
всего?
-Можно тень
взять в руки? тень живая?
- Что можно
делать с тенью?
-Почему
тень прячется и убегает от нас?
-Может ли
человек потерять свою тень?
Спасибо вам за
работу на занятии.
Комментариев нет:
Отправить комментарий