воскресенье, 17 сентября 2017 г.

Конспект занятия «Пар – это тоже вода»


Цель: познакомить детей с круговоротом воды в природе.
Задачи совместной деятельности:
1.Закрепить знания об условиях, при которых вода испаряется.
2.Познакомить со свойствами пара: прозрачен, бесцветный, невидим, как воздух, его нельзя удержать в посуде, быстро расходится во все стороны.
3.Воспитывать чувство любви, нежности, радости к природе, содействовать развитию эмоциональной сферы ребёнка.
Предварительная работа: накануне занятия проведены опыты:
№1. Налили в 2 блюдечка воды и поставили одно блюдечко в тёплое место, а другое в холодное место. Каждый день следили, сколько воды в блюдечке. Почему её становилось всё меньше? Куда она пропадает?
№2. Одинаковое количество воды налили в стакан и тарелку. Поставили их рядом в тёплое место. Наблюдали, где скорее убывает вода? 

Материалы и оборудование: стеклянная прозрачная баночка с крышкой, иллюстрации к сказкам.


Ход образовательной деятельности
  1. Организационный момент.
-Доброе утро, ребята! Сегодня утром я пришла детский сад и обратила внимание на небо. Оно было покрыто большими серыми облаками (тучами), которые низко висели над землёй. Какое сейчас время года? (Осень) А какие приметы вы знаете?
-Если кучевые облака обложили всё небо и низко свисают над землёй – быть дождю; когда белые кучевые облака плывут высоко в небе – быть хорошей погоде.
Воспитатель выставляет репродукции к сказам.         
- Какие облака предвещают хорошую погоду, а какие дождливую?
-Дети определяют, какие облачка (предвещающие хорошую или дождливую погоду).
2. Основная часть.
-Ребята, я вам расскажу сказку, которая называется «Жили-были два облачка»
«Жили-были два облачка. Одно – белое, другое – чёрное. Когда они были маленькими, они любили друг друга. Вместе гуляли по небу, играли в прятки. А прятались они за большими облаками – их мамами.
Шло время, и облачка росли, становились всё больше и больше. А когда выросли большими, стали очень часто спорить и ссориться друг с другом. А знаете, почему они спорили? Белое облачко очень любило солнышко, ясную хорошую погоду, а чёрное облако любило, когда на небе гремел гром, сверкала молния, шёл дождь, и было темно на улице. Нравилось чёрному облачку наблюдать с неба, как птицы и животные прятались от дождя, а люди открывали разноцветные зонтики, либо убегали домой. Это веселило чёрное облачко.
Белое облачко говорило, что самое прекрасное на белом свете – солнце. А чёрное облачко противоречило, утверждая: гроза и дождь всех прекраснее на свете.
И так происходило всегда: когда они встречались – ругались и, наконец, совсем перестали дружить. Когда на небе появлялось чёрное облачко, белое облачко уступало ему место, заявляя: «Пусть приносит людям, зверям, растениям свою дождливую радость». Затем чёрное облачко, освобождало небо солнечной радости для всего живого на земле. Так, уступая место друг другу, они и стали жить».
-Мы говорили об облаках.  Как вы думаете, из чего же они состоят?
-Почему вы так решили?
№1 Наливали в два одинаковых блюдца по полстакана воды. Одно блюдце ставили в холодное место, а другое – в тёплое. Каждый день наблюдали, сколько в блюдечках оставалось воды, делали зарисовки; с каждым днём её становилось всё меньше и меньше в блюдце, стоявшем у батареи. Вода испарялась, превращалась в пар. И наконец, она исчезла, в то время как в другом блюдце, стоявшем в холодильнике, вода ещё сохранялась. Это обстоятельство даёт возможность сделать вывод, что в тёплый день испарение воды идёт быстрее, чем в холодный день.
№2  Наливали одинаковое количество воды в стакан и в тарелку. Ставили их рядом у батареи. Наблюдали, где быстрее испариться вода. Из тарелки вода испарилась быстрее, чем из стакана.
-Какой вывод можно сделать? Чем больше поверхность воды, тем быстрее идёт испарение. Мелкая и широкая лужа высохнет быстрее, чем маленькая, но глубокая. Даже, если воды в них будет поровну.
-Скажите, а всегда ли нужно нагревать воду, чтобы она испарилась. Какие ещё мы проводили наблюдения по испарению воды?
-Мочили носовой платок, и вывешивали его на улицу. На следующий день заметили, что платок высох, то есть, вода из него испарилась. Зимой люди вывешивают стиранное мокрое бельё на улицу, чтобы просушить. Значит, на морозе вода тоже испаряется и превращается в пар. Наблюдали, как после дождя улицы и крыши домов становились мокрыми, но пригревало солнышко, и всё обсыхало. Вода испарялась, превращаясь в невидимый пар.
Физкультминутка «Вот так!»
-Как живешь?                            Показать большие пальцы обеих рук
- Вот так!                                    направленные вверх.
- Как идешь?                              Маршируют.
- Вот так!
- Как бежишь?                            Бег на месте.
- Вот так!
- Ночью спишь?                         Ладони сложить под щекой.
- Вот так!
- Как берешь?                            Прижимают ладошки к себе.
- Вот так?
- А даешь?                                  Выставляют ладошку вперед.
- Вот так!
- Как шалишь?                           Грозят пальцем друг другу.
- Вот так!
3. Практическая часть.
-Так же испаряется вода в реке, и в озере, и в море. Чем сильнее греет солнце, тем быстрее испаряется вода. Вода испаряется, как вы уже наблюдали и в очень холодную погоду, только не так быстро, как в тёплую погоду. При ветре вода испаряется сильнее, чем в тихую погоду. Пар нельзя, как воду, удержать в открытой посуде, – он быстро расходится во все стороны. Проведём ещё один опыт по испарению воды. Понаблюдайте, имеет ли пар цвет и запах.
Опыт. Налить в банку воды. Нагреть воду. На дне и стенках банки появятся мелкие пузырьки воздуха. Они состоят из пара. Пузырьки быстро поднимаются вверх и лопаются. Вскоре вся банка наполняется паром, но его не видно.
-Вода состоит из мельчайших частиц, которые называются молекулами. Они непрерывно мечутся в разные стороны: взад-вперёд, вверх-вниз – во всех направлениях. Те молекулы, что вблизи поверхности, движутся вверх, часто норовят выскочить в воздух. Чем выше температура воды, тем быстрее движутся частички, и тем чаще они вылетают из неё. Так вода испаряется. Сделайте заключение.
-Пар невидим, как воздух. Он прозрачный и бесцветный.
-Пар, воздух, хотя они и невидимы, но они тоже называются телами. Тела, которые свободно расходятся по всем направления, называются газообразными. При испарении вода из жидкого состояния переходит в газообразное (парообразное) состояние. Послушайте стихотворение.
Твёрдое - жидкое
Коль зимою спрыгнуть с вышки,
То набьёшь, конечно, шишку.
Знать, тверда была вода,
Ты ответишь без труда.
Ну, а если прыгнуть в воду
В очень тёплую погоду.
Будешь мокрым ты до нитки –
Летом лёд бывает жидким.
Вот такая чехарда:
То здесь лёд, а то вода.
Ты подумай и ответь:
Жидкость речка или твердь?
Зачерпнём воды из речки
И поставим греть на печке:
Пар заполнит весь наш дом,
А воды мы не найдём.
Вот такая чехарда:
То здесь пар, а то вода.
Жидкость – речка или газ?
Ты ответишь нам в тот же час.
И вода, и лёд, и пар,
Скажет нам и млад, и стар.
Это всё-таки вода,
Ты запомни навсегда.   (А. Дитрих)
4. Итог образовательной деятельности.
-Ребята, вы видели, что вода может быть жидкой, а может быть в виде пара и льда. Становитесь в круг. Наш круг, как и вода, может менять свою форму (круг вытягивается в овал). А теперь представьте себе, что воду налили в кружку и поставили на горячую плиту, вода стала нагреваться. Каждый из вас - частичка воды. Вода нагревается, вам становится жарко. Ваши ладошки такие горячие, что вам уже больно держать друг друга за руки. Ваши руки опускаются, жара заставляет вас активнее двигаться и каждый из вас стал частичкой пара. А теперь вас замораживают, вам становится холодно. Что в этом случае вы делаете? Встаньте поближе друг к другу, обнимите друг друга, чтобы вам стало теплее.
-Посмотрите, теперь нашу группу уже нельзя растянуть, она приобрела свою форму, как частичка льда. Наша группа – это все те же частички воды, но соединены по-разному.
-Спасибо всем за работу на занятии.
                     


Комментариев нет:

Отправить комментарий