Цель: познакомить со
свойствами сухого и мокрого песка
(сыпучесть, способность пропускать воду), показать, что песок стоит из
очень мелких частиц - зернышек - песчинок.
Задачи совместной деятельности:
1.
Развивать умение путем экспериментальной
деятельности устанавливать причинно-следственные связи.
2.
Расширять словарный запас детей.
3. Воспитывать интерес к окружающему миру. Воспитывать интерес к исследовательской деятельности. Закреплять умение самостоятельно выполнять поручения, соблюдать порядок и чистоту в работе с песком.
Материалы
и оборудование: Песок, одноразовые стаканчики, ложечки,
деревянные палочки, тарелочки, лупы, бутылочки, баночки с воронками,
иллюстрации с изображением песка, фартуки, подносы по количеству детей.
Ход образовательной деятельности
1.
Организационный момент.
Поиграем мы с утра
Заниматься нам пора
Но не лепкой и не чтеньем
Ждёт нас опыт и игра.
Появляется
Незнайка: Здравствуйте ребята! Поздравляю вас с наступлением лета!
2.
Основная часть.
-Ой ребята, а разве у нас сейчас
лето? (нет, осень) .
- Почему не лето, солнышко светит,
на улице тепло, значит лето.
-Ребята,
давайте расскажем Незнайке, почему сейчас не лето (на улице уже прохладно, с
деревьев опадают листья). А что это нам принёс Незнайка? «чудесный мешочек»
давайте посмотрим что это.
-Определите
на ощупь, что там находится (сахар, песок, соль). Посмотрев во внутрь мешочка
воспитатель определяет, что там песок. Незнайка хочет, чтобы мы ему рассказали
про песок.
-Мы
сегодня будем с вами проводить опыты с песком.
Напомнить
детям: с песком нужно работать аккуратно, чтобы он не попал нам ни в рот, ни в
глаза.
Опыт № 1 «Песок – что это?»
-Давайте
с вами посмотрим, что же такое песок, из чего он состоит? Поставьте перед собой
тарелочку. Кончиком ложки наберите чуть-чуть песка и высыпьте её на тарелочку.
- Легко ли сыплется песок? (легко)
-
Почему он легко сыплется? (сухой, сыпучий)
-
А если бы он был мокрый, он сыпался бы? (лепится)
-А
теперь возьмите вот такое приспособление, кто знает, как оно называется,
(увеличительное стекло, лупа). Правильно оно так называется, потому что увеличивает,
а ещё можно сказать лупа.
-Возьмём
лупу и внимательно рассмотрим песок. Из чего он состоит? (Зёрнышки, камешки).
Эти маленькие камешки называются песчинки, которые не прилипают друг к другу.
Как выглядят песчинки? Они очень маленькие, круглые, полупрозрачные (или белые,
желтые, в зависимости от разновидности песка). Похожи ли песчинки одна на
другую? Чем похожи, чем отличаются? Важно, чтобы в процессе сравнения ребята
внимательно рассмотрели песчаные зернышки».
Физминутка.
Ну-ка, ребята в круг вставайте И разминку начинайте.
Топнем ножкой - хлопнем в ладошки»
1, 2, 3, 4, 5 (Дети идут по
кругу друг за другом)
Начинаем мы играть.
Громче музыка играй (Дети идут и выполняют хлопки над головой)
Всем ребятам помогай.
В ладоши все похлопаем (Дети встают лицом в круг и выполняют по
3хлопка вправо, влево)
Похлопаем, похлопаем
Ногами все потопаем, (Дети, руки на пояс и топают ногами)
Потопаем, потопаем.
Правой ножкой -1, 2, 3,
Левой ножкой -1, 2, 3.
Дружно за руки возьмемся,
Вместе все мы в круг пойдем.
Улыбнулись, всем приятно, а теперь пошли обратно.
И сначала все начнем. (Повторяем с ускорением, дети садятся)
Опыт № 2 « Песок сухой, песок мокрый»
-Теперь ребята, возьмите два
стаканчика с песком. В один стаканчик налейте воды из маленького стаканчика.
Какой стал песок? (мокрый). Возьмите палочку и воткните её по очереди в
стаканчики с сухим и мокрым песком.
Представим, что мы сажаем маленькое деревце. Во что легче его поместить? В
мокрый песок, палочку воткнуть трудно. А вот в сухой песок палочка расталкивает
песчинки, которые «не держатся друг за друга», и поэтому ее воткнуть легче. Мы
ведь уже выяснили, что песок — рыхлый.
Опыт № 3 «Тяжелый, легкий песок»
-Дети, вытащите палочку из
стаканчика, и положите ее на поднос. Возьмите стаканчики в руки. Какой
стаканчик тяжелее, где мокрый песок или где сухой? Давайте проверим – точнее
вес можно определить с помощью весов. На весах взвешиваем чашечки с песком и
определяем, что мокрый песок тяжелее сухого».
3. Итог
-Ребята, сегодня, при помощи
опытов, мы с вами узнали много интересного о песке. Что мы узнали?
Песок состоит из песчинок;
Сухой песок сыпучий;
Мокрый песок тяжелее сухого;
Друзья,
давайте с вами подумаем и вспомним, для чего нужен песок.
(Песок
нужен в строительстве. Из него делают раствор, которым скрепляют кирпичи и
камни при постройке зданий; песок используется в гололёд, для посыпания дорожек,
чтобы не было скользко).
-В
давние времена, когда еще не было других часов, именно песочные помогали людям
отмерять время.
-Песок
используется для детских игр
-А
ещё с песком играют не только дети, но иногда и взрослые. Оказывается, взрослые
художники тоже любят рисовать на песке. И мы сейчас с вами тоже попробуем
нарисовать на песке как маленькие художники. Возьмите тарелочки, насыпьте в них
песок. Разровняйте песок пальчиками, а затем пальчиками нарисуйте солнышко, чтобы оно нам ярче светило, и
радовало нас!»
Комментариев нет:
Отправить комментарий