Цель: Ознакомление с
понятием «воздух» через детское экспериментирование.
Задачи: Воспитывать
интерес к экспериментированию.
1)
Знакомить с качественной характеристикой воздуха (лёгкий, невидимый, движется,
ощущаем).
2)
Развивать умение детей решать проблемные задачи.
3)
Тренировать дыхание: способствовать развитию более глубокого вдоха и более
длительного выдоха.
4) Развивать представления о свойствах пены: «белая», «воздушная», «легкая»
5) В процессе экспериментирования показать особенности взаимодействия пены и краски.
6)
Развивать воображение, фантазию.
Ход НОД:
Воспитатель:
Ребята, сегодня к нам на занятия пришли гости, давайте с ними поздороваемся.
\Дети
здороваются с гостями\.
Воспитатель:
Ребята, кто-то к нам в гости пожаловал.
\Входит
ежик\
Воспитатель:
Здравствуй, ежик, а почему ты такой грустный?
Ежик:
Ребята, мне на день рождения подарили два шарика, я с ними играл, нам было
весело, и вдруг я увидел, что один шарик загрустил, стал совсем худой и
невеселый, что с ним произошло?
Воспитатель:
Ребята, поможем ежику разобраться, что стало с его шариком.
Как
Вы думаете, ребята, почему второй шарик стал худым и грустным?
\Дети
предлагают разные версии\
Вывод: шарик сдулся, в
нём нет воздуха.
Воспитатель:
А как вы считаете, что надо сделать, чтобы он стал снова круглым и веселым?
Дети:
Надо его посильнее надуть.
Воспитатель:
Как вы думаете, что будет внутри шарика после того, как мы его надуем?
Дети:
Воздух.
Воспитатель:
Откуда же берётся в шарике воздух?
Дети:
Мы его выдыхаем.
Воспитатель:
А чтобы выдохнуть воздух, надо его вдохнуть. А где мы берём воздух, когда
вдыхаем?
\Дети
предлагают свои варианты\.
Воспитатель:
Правильно, молодцы, воздух нас окружает. Мы им дышим. Давайте мы вместе с вами
вдохнём воздух через нос и выдохнем его через рот в ладошку. Ежик, попробуй
вместе с нами. Что вы почувствовали?
Дети:
Ветерок.
Воспитатель:
А ветерок – это что? \Движение воздуха\
Воспитатель:
Воздух изо рта передвинулся к вам на ладонь. Воздух движется. Давайте попробуем
еще раз выдохнуть на ладошку. Почувствовали, как воздух движется.
Вывод: воздух
движется.
Воспитатель:
А вы, ребята, воздух видите? А ты ежик? \Ответы детей\
Воспитатель:
Если вы его не видите, значит, он какой?
Дети:
Невидимый.
Вывод: воздух
невидимый.
Воспитатель:
А ты, Рома как думаешь? А ты, Настя?
Воспитатель:
А ежик так хочет увидеть воздух, что же мы можем сделать?
Воспитатель:
Ребята, как же решить эту проблему? (дети предлагают варианты)
Воспитатель:
Давайте всё-таки попробуем решить эту проблему. Пройдите, пожалуйста, к столам,
возьмите на салфетке шарик и надуйте его.\Дети надувают шарики\.
Воспитатель:
Молодцы, а теперь давайте опустим шарик отверстием вниз в тазик с водой и
разожмем пальчики. Ой! Что это появляется в воде?
Дети:
Пузырьки.
Воспитатель:
А откуда они берутся?
Дети:
Из шарика выходит воздух.
Воспитатель:
Ребята, а почему пузырьки воздуха поднимаются вверх, а не опускаются на дно
тазика? \ответы детей\
Воспитатель:
Правильно, воздух легкий, он легче воды.
Вывод: воздух легкий,
он легче воды.
А
сейчас давайте с вами проведем опыт, возьмем камушки и бросим в воду, Витя,
принеси, пожалуйста, нам из лаборатории камни, бросайте, что вы видите?
Воспитатель:
Да, камушки утонули, а почему?
\ответы
детей\
Воспитатель:
Молодцы, правильно, камешки тяжелые, они тяжелее воды, поэтому они и утонули.
Вывод:
камешки тяжелее воды.
Воспитатель:
А теперь давайте еще раз вспомним, а какой воздух по сравнению с камушками?
Воспитатель:
Правильно, воздух легкий, поэтому пузырьки воздуха поднимаются наверх, а не
тонут.
Ежик:
Как это всё интересно! Как много интересных опытов я узнал. А у меня тоже есть
мой любимый опыт. Хотите я вам покажу? \ответы детей\
Проведение опыта.
Ежик:
Опыт называется «Дождик в стакане»
Для
этого мне нужна прозрачная емкость с
водой. Посмотрите, как я сделаю облако. ( в стакане поверх воды наполняю пену для бритья). Я пускаю пену в стакан.
Посмотрите,
какое у меня получилось облако -
воздушное, белое, легкое.
Теперь
нам надо, чтобы пошел дождик. Посмотрите, я сейчас возьму пипетку, наберу в нее
синюю водичку и полью свое облако . чтобы оно стало тучкой и пошел дождик.
Какого
цвета я взяла водичку (синего).
А
теперь я предлагаю вам с помощью наших родителей сделать «Дождик в стакане», проходите к столам,
занимайте удобное для вас место.
Дети с помощью
родителей выполняют опыт, воспитатель проговаривает, задает наводящие вопросы.
Воспитатель:
А теперь давайте посмотрим на ваши облака, пойдет ли дождик?
Посмотрите,
пошел дождик! Какого он цвета?
Ежик:
как здорово у вас получилось!
Воспитатель:
Ой, ребята, мы забыли про грустный шарик, который принес нам ежик, скажи мне,
пожалуйста, что надо сделать, чтобы у ежика шарик стал круглым, упругим и
веселым?
Дети:
Надуть шарик воздухом.
Воспитатель:
Давайте считалкой выберем, кто это сделает.
Считалка:
Плыл по берегу пескарик,
потерял
воздушный шарик,
помоги
его найти,
сосчитай
до десяти:
1-2-3-4-5-6-7-8-9-10!
\Выбирают.
Ребёнок надувает шарик и отдает ежику\.
Ежик:
Спасибо, ребята, за помощь и за то, что я узнал много интересного о воздухе,
спасибо за мой шарик, теперь он стал снова веселым. А я вам дарю вам на память
вот эти кораблики. Они отлично плавают в воде.
\Ребята
благодарят\.
Воспитатель:
Давайте, ребята, подойдем и опустим кораблики в тазик с водой. Поплыли
кораблики?
Дети:
Нет.
Воспитатель:
А что надо сделать, чтобы они поплыли?
Дети:
Подуть. \Дети дуют\.
Воспитатель:
Вот и поплыли наши кораблики, скоро наступит весна, и мы с вами возьмем
кораблики на прогулку и будем пускать их по лужам. Уважаемые, гости, Предлагаю
вам вспомнить детство и тоже подуть на кораблики, поиграть с нашими детьми.
Очень талантливо синтезированы обучение и игровая деятельность. Я в восторге!
ОтветитьУдалитьОчень оригинально все представлено, буду пробовать со своими детками!
ОтветитьУдалить