Цель: познакомить детей со способом
получения стекла, с его свойствами (прозрачное, цветное,
прочное, хрупкое, гладкое).
Задачи совместной деятельности:
1. Развивать
познавательный интерес, мыслительную деятельность: уметь рассуждать, делать
выводы.
2. Учить
проводить элементарные опыты и эксперименты со стеклом.
3. Расширять
словарный запас детей.
Ход
образовательной деятельности
1.
Организационный момент.
-Ребята,
послушайте мои загадки, отгадайте их и тогда вы узнает, с чем мы будем работать
сегодня.
Звучащее, прозрачное,
Воды не боюсь,
А ударь — разобьюсь.
(Стекло.)
Очень хрупко и прозрачно
В пользу людям предназначено
(Стекло.)
На окошечках простое,
А в бутылочках цветное.
Не бежит, не льется,
А ударишь — разобьется.
(Стекло.)
- Отгадали,
молодцы.
2. Основная
часть.
Воспитатель
подводит детей к столу, где расставлены небольшие стеклянные предметы.
-Назовите
предметы. Какие это предметы? Правильно, стеклянные.
Далее
воспитатель постепенно выкладывает на свой стол прозрачные и цветные камешки и
объясняет детям, что стекло бывает цветное и прозрачное.
-Ребята, какие
предметы из цветного и прозрачного стекла вы знаете? А сейчас я вам расскажу,
как изготавливают стекло.
Человек давно научился делать предметы из
стекла. Стекло изобрели много лет назад. В глиняный горшок насыпали песок,
золу, немного краски и всё это долго варили на огне, пока не получилось
блестящее «тесто». Мастеру-стекольщику очень помогла глиняная палочка. Одним
концом палочки он брил расплавленную массу, а в отверстие другого конца дул и выдувал стеклянный пузырь, как вы выдувал мыльные пузыри. Выдувая пузыри,
мастер придавал им разную форму (получались вазы, сосуды, флаконы, бусины). В
древние времена оконное стекло еще не умели делать. В домах, в замках и даже в
королевских дворцах были маленькие окна. Вместо стекла вставляли бумагу,
пропитанную воском или маслом, чтобы она не размокала от дождя. В России на
окна натягивали пленку бычьего пузыря. Но однажды мастер-стекольщик выдул
большой стеклянный шар, обрезал с обеих сторон концы, образовалась труба, и
пока она была теплая, разрезал ее и развернул на столе. В результате получился
стеклянный лист. Первое стекло было неровное, мутное, но и оно очень ценилось.
Вначале стеклянные окна были только в домах богатых людей. Шло время, и люди
придумали машину, которая вытягивала из плавильной печи жидкую стеклянную
массу в виде широкой ленты. Застывшую, затвердевшую стеклянную ленту разрезали
па части, получался лист стекла. Сейчас построены современные предприятия для
изготовления стекла. Посмотрите ещё раз на стол и назовите изделие, которое
вам понравилось.
- Ребята,
назовите ещё предметы из стекла в наше группе, которых нет на столе.
Физминутка
Девочки и мальчики: хлоп, хлоп,
хлоп.
Прыгают как мячики: прыг - скок,
прыг – скок.
Ножками топочут: топ, топ, топ.
Весело хохочут: ха – ха – ха.
Глазками моргают ( ритмично
зажмуривают глаза).
После отдыхают ( приседают, руки
свободны).
-Ну
а сейчас давайте пройдём в нашу лабораторию и немного поэкспериментируем, чтобы
подробнее узнать о свойствах стекла. Но сначала мы должны запомнить и выучить
одно самое главное правило обращения со стеклом.
Со
стеклом будь осторожен –
Ведь
оно разбиться может.
А
разбилось – не беда,
Есть
ведь верные друзья:
Шустрый
веник, брат – совок
И
для мусора бачок –
Вмиг
осколки соберут,
Наши
руки сберегут.
Если
стекло бьётся,
Значит, оно хрупкое.
Со стеклом надо работать аккуратно
и бережно.
Опыт №1
Дети кладут в прозрачный
стакан цветные камешки тем самым показывая, что стекло обладает свойством
прозрачности.
Эксперимент
№2
Воспитатель
предлагает взять в руки стеклянные предметы, лежащие на столах, и потрогать их.
Спрашивает, какие ощупь стеклянные предметы. (Дети отвечают, что гладкие,
холодные, ребристые.)
Эксперимент
№3
Дети вместе с
воспитателем демонстрирует водонепроницаемость стекла, для чего в стакан
наливает воду, убеждаются, что стекло не пропускает воду, т.е. оно
водонепроницаемо.
Эксперимент
№4
Воспитатель
предлагает слегка ударить карандашом по стеклянному предмету и послушать, как
оно звучит. (Стекло издаёт звонкий звук.) Сравнивают простой бокал и
хрустальный.
Далее
воспитатель рассказывает, что стекло может быть разной толщины, поэтому оно
отличаются прочностью. (Показывает несколько примеров: тонкий, толстый,
хрустальный.)
3.Итог
занятия.
- Молодцы,
справились с заданиями. Итак, чем мы сегодня занимались?
-Что вы всегда
должны помнить при работе со стеклом?
Спасибо всем за работу.
Моему ребенку очень понравилось данное занятие. Рассмотрели дома все стеклянные предметы. Повторили свойства стекла, правила обращения со стеклянными предметами.Было очень интересно.
ОтветитьУдалитьЗанятие познавательное и интересное. Обязательно использую данный материал в своей работе. Спасибо, Галина Александровна!
ОтветитьУдалить