Цель: расширение представления детей о свойствах льда.
Задачи совместной деятельности:
Стимулировать самостоятельное формулирование выводов
детьми.
2.
Развивать эмпатию, желание помочь другим.
3.
Воспитывать аккуратность в работе.
Материалы и оборудование:
замороженные во льду бусинки, баночки с тёплой водой, пластиковые
тарелочки, пластиковые ложки, губки,
салфетки, маска «бусинки».
Ход образовательной
деятельности
- Организационный
момент.
- Ребята,
послушайте стихотворение:
Снежок порхает, кружится,
На улице бело.
И превратились лужицы
В холодное стекло.
Осторожная лисица
Подошла к ручью напиться.
Наклонилась, а вода –
Неподвижна и тверда.
- Помогите мне разобраться: о чём идёт речь в
этом стихотворении, что же случилось с
водой? (Она превратилась в лёд, вода превратилась в лёд от мороза)
2. Основная часть.
- Сегодня я пришла в детский сад
и обнаружила в нашей группе вот эту посылку (показывает и достаёт её содержимое). Давайте посмотрим, что же там
и от кого. Ребята, в посылке зашифрованное письмо и…. льдинки.
Письмо
от Рукодельницы:
«Здравствуйте, дорогие друзья! Шла я к
Морозу Ивановичу в гости по мостику
через речку, поскользнулась и упала, а мои новые красивые бусы рассыпались и
упали в речку, прямо в холодную воду. Мороз Иванович помог мне их достать, да
только заморозил их. И попали бусинки в ледяной плен. Как же мне быть? Что
делать? Хоть и зовут меня люди Рукодельницей, но эта задача мне не под силу. Может,
вы мне сможете помочь?»
- Ребята, как вы думаете, сможем
ли мы чем-то помочь Рукодельнице?
- А как можно освободить бусинки
из ледяного плена? (дети выдвигают предположения)
Только после того, как будут высказаны все
гипотезы, воспитатель вместе с детьми анализирует их с позиций «хорошо –
плохо»:
- можно погреть в руках, они
тёплые, лёд и растает (хорошо – лёд
растает, и бусинки освободятся; плохо –
руки замёрзнут);
- можно отогреть в варежках
(хорошо – лёд тоже растает, и бусинки освободятся; плохо – варежки намокнут);
- можно положить на батарею
(долго ждать придётся);
- есть специальное сверло
(ледобур), которым бурят лёд рыбаки, можно взять его;
- можно отковырнуть ножом, только
попросить взрослых, а то поранишься;
- можно положить в тёплую воду,
там лёд растает;
- можно оставить просто в группе
– у нас тепло.
Выбирают три гипотезы и проверяют их:
- поставить на батарею;
- оставить в тарелочке на столе;
- положить в тёплую воду.
Воспитатель помогает детям подготовить всё
необходимое для проведения опыта и проверить свои гипотезы. Затем часть льдинок
дети кладут на тарелочку и ставят на
батарею, вторую часть льдинок оставляют в тарелочках на своих столах, третью
часть льдинок кладут в баночки с тёплой водой.
- Пока наши льдинки тают, давайте
немного разомнёмся.
Физкультминутка «Солнце землю греет слабо»
Солнце землю греет слабо, (руки
вверх и вниз)
По ночам трещит мороз, (руки на
пояс, наклоны в стороны)
Во дворе у Снежной Бабы (руки
на пояс, поворот вокруг себя)
Побелел морковный нос. (дети
показывают нос)
В речке стала вдруг вода неподвижна и тверда, (прыжки на месте)
Вьюга злится, снег кружится,
(дети кружатся)
Заметает всё кругом белоснежным серебром. (имитируют движения руками)
- Давайте посмотрим, что же
произошло с льдинками, где они быстрее
растаяли?
Выводы:
- быстрее всего бусинки
освободила тёплая вода
- на тарелочке бусинки таяли
дольше всего
- на батарее бусинки дольше были
в плену, а потом освободились.
После проведения экспериментов дети вытирают
воду со столов.
Игра «Освободим бусинку из
ледяного плена».
Ребёнок-бусинка выбирается
считалочкой:
Раз, два, три, четыре, пять
Нам друзей не сосчитать,
А без друга в жизни туго,
Выходи скорей из круга.
Дети произносят слова: «Холодные льдинки,
прозрачные льдинки красиво сверкают, звенят: дзынь, дзынь, дзынь…». Делают
вращения кистями рук на каждое слово. Затем хлопают в ладоши и говорят «дзынь,
дзынь…» На сигнал «Ветер!» - дети-льдинки разбегаются в разные стороны. На
сигнал «Мороз!» - воспитатель или
ребёнок в роли бусинки, остальные дети – замёрзшие капельки крепко обнимают её со всех сторон – «бусинка в
ледяном плену». Воспитатель просит тёплые руки детей, которые не стали
льдинками, растопить льдинки. Дети тёплыми руками гладят детей-льдинок, и они
постепенно отпускают из плена бусинку-воспитателя.
3.Итог
занятия.
- Молодцы,
справились с заданиями. Итак, чем мы сегодня занимались?
-Что запомнили о свойствах льда?
-Какие опыты провели?
-Какие выводы сделали?
Спасибо всем за
работу.
Комментариев нет:
Отправить комментарий