Цель: Повышение уровеня знаний и умений у педагогов в методике проведения опытов и экспериментов с
дошкольниками.
Задачи:
Познакомить со специальными знаниями и практическими
умениями в области опытно-экспериментальной деятельности.
Обобщение и обмен педагогическим опытом по данной
теме.
Повысить уровень мастерства педагогов.
Создание положительного эмоционального климата у
педагогов.
Слайд 1. Здравствуйте,
уважаемые коллеги!
Слайд 2. В
настоящее время в системе дошкольного образования формируются и успешно
применяются новейшие разработки, технологии, методики, которые позволяют
поднять уровень дошкольного образования на более высокую и качественную ступень
образования.
Одним из таких эффектных методов познания
закономерностей и явлений окружающего мира является опытно-экспериментальная
деятельность.
Именно в ходе опытно-экспериментальной деятельности
удовлетворяется потребность ребенка в познании.
Слайд 3: Как вы все
знаете, в процессе организации детского экспериментирования нужно
придерживаться определенной структуры.
Возьмите
конверт с заданием №1
Я
предлагаю вам самим вспомнить структуру экспериментирования в совместной
образовательной деятельности.
У
вас на столах лежит дом. Этапы экспериментирования - это этажи. Составьте
структуру, используя данные этажи.
Вы
готовы? Давайте вместе проверим.
Примерная
структура экспериментирования в совместной образовательной деятельности:
Слайд 4.
•
1.
Постановка исследовательской задачи.
•
2.
Тренинг внимания, памяти, логики мышления.
•
3.
Уточнение правил безопасности жизнедеятельности в ходе осуществления экспериментирования.
•
4.
Уточнение плана исследования.
•
5.
Выбор оборудования и размещение детьми в зоне исследования.
•
6.
Распределение детей на подгруппы.
•
7. Анализ и обобщение полученных результатов
экспериментирования.
У всех
получилось именно так. Продолжаем.
Слайд 5.
Поскольку
источником познавательной активности является наличие проблемы, особое внимание
мы уделяем созданию проблемного поля.
Но
иногда проблемные вопросы возникают у самих детей. Сейчас я предлагаю придумать
опыты, которые помогут нашим детям. Внимание на экран. (видео, вопросы детей)
-
Я очень хочу сделать лодку, но не знаю из чего?
-
Я очень люблю есть снег, но родители мне запрещают. Ну, почему?
-
Почему эти картинки прикрепляются на холодильник, а мой рисунок нет?
Отлично
справились с заданием.
3 задание
практика.
Слайд 6. Перейдем к практической части. Я приглашаю 6 человек.
Сегодня я предлагаю вам вместе со мной изготовить
«Лавовую лампу». И не просто изготовить, а с ее помощью изучить некоторые
физические свойства веществ. Например, плотность и форму жидкостей.
Мы будем трогать науку руками! Приступим?
Слайд 7. Чтобы сделать лавовую лампу своими руками вам
понадобятся:
·
Чистая пластиковая бутылка или красивая банка (0,5-1
л)
·
Воронка для жидкости
·
Растительное масло
·
Пищевой краситель (можно использовать зеленку)
·
Шипучая (волшебная) таблетка (например Аспирин Упса)
·
Вода
·
Фонарик
Слайд 8. Приступим? Наполните пол бутылки водой.
Интересно использовать не только прозрачные баночки,
бутылочки, а воспользоваться, например, бутылочкой из цветного пластика.
Очень красиво получается в узких бутылочках.
Добавляем краситель – это может быть пищевой
краситель, зеленка или цветная тушь.
Затем наполняем емкость до краев, долив растительное
масло.
Можно поэкспериментировать с объемом масла: в одну
бутылочку налить больше, в другую меньше.
Далее можно добавить в баночку блестки или пайетки.
А сейчас я брошу вам волшебную таблеточку. (подхожу и
каждому кидаю ¼ Аспирин Упса).
Наблюдаем за результатом.
Слайд 9. А сейчас произойдет волшебство. (Для усиления эффекта
выключите свет)
Подсветите бутылку фонариком. Интересно
получается, если под бутылочку положить телефон с включенным фонариком.
Возобновить работу лампы можно, бросив в воду еще один
кусочек шипучей таблетки. Можно экспериментировать с разными цветами красителя,
формами банок и бутылок.
Почему так происходит? – спрашивают у меня дети.
Масло и вода не смешиваются, так как имеют различную плотность.
Когда наливаем в бутылку, масло под действием силы тяжести просто растекается
по воде. После добавления шипучей таблетки начинаются изменения. Таблетка
вступает в реакцию с водой, образуя пузырьки углекислого газа, которые начинают
подниматься на поверхность. Эти пузырьки перемешивают воду и масло. И мы видим,
как шарики масла бурлят в жидкости.
Интересно, а почему именно шарики, а не кубики или
пирамидки?
Мы провели опыт по определению формы жидкости,
находящейся в другой жидкости.
Слайд 10. Лавовая лампа — это не только наглядная
демонстрация некоторых физических свойств веществ. Но и отличная игрушка для
детей. А также дизайнерское украшение для детской комнаты.(слайд)
Слайд 11. Рефлексия. Если у вас появился интерес к детскому
экспериментированию, то наш мастер-класс не прошел даром. На ваших столах лежат
замечательные пузырьки с разными эмоциями, предлагаю вам выбрать ту эмоцию,
которую вы испытали на сегодняшнем мастер классе и бросить ее в коробочку перед
выходом.
Чудесный мастер-класс. У всех получились волшебные «Лавовые лампы». Галина Александровна, спасибо за отличное настроение!
ОтветитьУдалить