суббота, 28 октября 2017 г.

Мастер-класс для педагогов «Особенности организации опытно-экспериментальной деятельности»

Цель: Повышение уровеня знаний и умений у педагогов в методике проведения опытов и экспериментов с дошкольниками.
Задачи:
Познакомить со специальными знаниями и практическими умениями в области опытно-экспериментальной деятельности.
Обобщение и обмен педагогическим опытом по данной теме.
Повысить уровень мастерства педагогов.
Создание положительного эмоционального климата у педагогов.
Методы и приемы: Репродуктивный, практический.


Слайд 1. Здравствуйте, уважаемые коллеги!
Слайд 2. В настоящее время в системе дошкольного образования формируются и успешно применяются новейшие разработки, технологии, методики, которые позволяют поднять уровень дошкольного образования на более высокую и качественную ступень образования.
Одним из таких эффектных методов познания закономерностей и явлений окружающего мира является опытно-экспериментальная деятельность.

Именно в ходе опытно-экспериментальной деятельности удовлетворяется потребность ребенка в познании.
Слайд 3: Как вы все знаете, в процессе организации детского экспериментирования нужно придерживаться определенной структуры.
Возьмите конверт с заданием №1
Я предлагаю вам самим вспомнить структуру экспериментирования в совместной образовательной деятельности.
У вас на столах лежит дом. Этапы экспериментирования - это этажи. Составьте структуру, используя данные этажи.
Вы готовы? Давайте вместе проверим.
Примерная структура экспериментирования в совместной образовательной деятельности:
Слайд 4.
         1. Постановка исследовательской задачи.
         2. Тренинг внимания, памяти, логики мышления.
         3. Уточнение правил безопасности жизнедеятельности в ходе осуществления  экспериментирования.
         4. Уточнение плана исследования.
         5. Выбор оборудования и размещение детьми в зоне исследования.
         6. Распределение детей на подгруппы.
         7. Анализ и обобщение полученных результатов экспериментирования.
У всех получилось именно так. Продолжаем.
Слайд 5.
Поскольку источником познавательной активности является наличие проблемы, особое внимание мы уделяем созданию проблемного поля.
Но иногда проблемные вопросы возникают у самих детей. Сейчас я предлагаю придумать опыты, которые помогут нашим детям. Внимание на экран. (видео, вопросы детей)
- Я очень хочу сделать лодку, но не знаю из чего?
- Я очень люблю есть снег, но родители мне запрещают. Ну, почему?
- Почему эти картинки прикрепляются на холодильник, а мой рисунок нет?
Отлично справились с заданием.  
3 задание практика.
Слайд 6. Перейдем к практической части. Я приглашаю 6 человек.
Сегодня я предлагаю вам вместе со мной изготовить «Лавовую лампу». И не просто изготовить, а с ее помощью изучить некоторые физические свойства веществ. Например, плотность и форму жидкостей.
Мы будем трогать науку руками! Приступим?
Слайд 7. Чтобы сделать лавовую лампу своими руками вам понадобятся:
·        Чистая пластиковая бутылка или красивая банка (0,5-1 л)
·        Воронка для жидкости
·        Растительное масло
·        Пищевой краситель (можно использовать зеленку)
·        Шипучая (волшебная) таблетка (например Аспирин Упса)
·        Вода
·        Фонарик
Слайд 8. Приступим? Наполните пол бутылки водой.
Интересно использовать не только прозрачные баночки, бутылочки, а воспользоваться, например, бутылочкой из цветного пластика.
Очень красиво получается в узких бутылочках.
Добавляем краситель – это может быть пищевой краситель, зеленка или цветная тушь.
Затем наполняем емкость до краев, долив растительное масло.
Можно поэкспериментировать с объемом масла: в одну бутылочку налить больше, в другую меньше.
Далее можно добавить в баночку блестки или пайетки.
А сейчас я брошу вам волшебную таблеточку. (подхожу и каждому кидаю ¼ Аспирин Упса).
Наблюдаем за результатом.
Слайд 9. А сейчас произойдет волшебство. (Для усиления эффекта выключите свет)
Подсветите бутылку фонариком. Интересно получается, если под бутылочку положить телефон с включенным фонариком.
Возобновить работу лампы можно, бросив в воду еще один кусочек шипучей таблетки. Можно экспериментировать с разными цветами красителя, формами банок и бутылок.
Почему так происходит? – спрашивают у меня дети.
Масло и вода не смешиваются, так как имеют различную плотность. Когда наливаем в бутылку, масло под действием силы тяжести просто растекается по воде. После добавления шипучей таблетки начинаются изменения. Таблетка вступает в реакцию с водой, образуя пузырьки углекислого газа, которые начинают подниматься на поверхность. Эти пузырьки перемешивают воду и масло. И мы видим, как шарики масла бурлят в жидкости.
Интересно, а почему именно шарики, а не кубики или пирамидки? 
Мы провели опыт по определению формы жидкости, находящейся в другой жидкости.
Слайд 10. Лавовая лампа — это не только наглядная демонстрация некоторых физических свойств веществ. Но и отличная игрушка для детей. А также дизайнерское украшение для детской комнаты.(слайд)

Слайд 11. Рефлексия.  Если у вас появился интерес к детскому экспериментированию, то наш мастер-класс не прошел даром. На ваших столах лежат замечательные пузырьки с разными эмоциями, предлагаю вам выбрать ту эмоцию, которую вы испытали на сегодняшнем мастер классе и бросить ее в коробочку перед выходом.

Спасибо за внимание и участие в мастер-классе.


1 комментарий:

  1. Елена Викторовна31 марта 2018 г. в 13:05

    Чудесный мастер-класс. У всех получились волшебные «Лавовые лампы». Галина Александровна, спасибо за отличное настроение!

    ОтветитьУдалить